Вестник цифровой трансформации

РЖД: суверенитет для НСИ
РЖД: суверенитет для НСИ

В первую очередь создаваемое отечественное решение необходимо было за короткое время интегрировать в существующую ИТ-архитектуру ОАО «РЖД» без ущерба для существующих процессов управления НСИ. Было необходимо, с одной стороны, воспроизвести существующую в АС ЦНСИ функциональность, а с другой — обеспечить ее реализацию максимально удобным для пользователей способом с учетом существующих технологических возможностей платформы.


19:28 11.04.2024  |  Николай Смирнов | 1123 просмотров



Кирилл Семион, начальник департамента информатизации ОАО «РЖД», и Александр Толгский, руководитель дирекции по продажам департамента «Государственные программы» IBS, — о переносе на импортонезависимую платформу системы управления НСИ.

В ОАО «РЖД» за короткое время осуществили перенос на импортонезависимую платформу основной функциональности управления критически важной для бизнеса НСИ. Кроме этого, в рамках проекта обеспечены технологические условия для тиражирования этого решения. О реализации проекта рассказывают Кирилл Семион, начальник департамента информатизации ОАО «РЖД», и Александр Толгский, руководитель дирекции по продажам департамента «Государственные программы» IBS – номинанты на премию Data Award.

— В каком состоянии находились процессы управления НСИ в РЖД до реализации проекта? Как они были реализованы?

Кирилл Семион: ОАО «РЖД» имеет разветвленную организационную структуру и осуществляет хозяйственную деятельность по различным направлениям. С учетом этого, а также высокого уровня автоматизации деятельности ОАО «РЖД» и его дочерних предприятий одним из ключевых вопросов, стоящих перед компанией, является обеспечение единства, полноты и достоверности нормативно-справочной информации, используемой различными специалистами компании в ходе исполнения своих обязанностей.

В рамках решения этой задачи в компании в разное время были созданы специализированные системы для ведения нормативно-справочной информации, но, несмотря на это, в различных создаваемых и развиваемых информационных системах ОАО «РЖД» разработчиками были реализованы возможности по ведению НСИ. Это приводило к нарушению принципов единства и полноты нормативно-справочной информации, затрудняло взаимодействие на уровне отдельных информационных систем, усложняло существующую архитектуру и ИТ-ландшафт ОАО «РЖД».

— В чем заключались основные проблемы? Почему это было важно для РЖД?

К.С.: Ключевая предпосылка проекта — отсутствие единой системы управления НСИ. По состоянию на 2022 год в ОАО «РЖД» эксплуатировались две информационные системы, обеспечивающие централизованное ведение справочников — ИС, предназначенная для ведения технологических справочников, и система, предназначенная для ведения справочников, используемых в рамках автоматизации предприятия в целом (ERP).

Второй предпосылкой стало то, что централизованные системы ведения НСИ были созданы с использованием лучших на тот момент из представленных на рынке решений — платформы и продукты иностранных производителей. Таким образом, использование решений иностранных вендоров для автоматизации функции ведения справочников во множестве функциональных и технологических систем ОАО «РЖД», после ухода иностранных вендоров из России несло существенные риски выхода из строя вычислительной инфраструктуры и общесистемного программного обеспечения, а также обострило вопрос информационной безопасности.

Совокупность этих факторов и привела к старту проекта по созданию новой версии Автоматизированной системы централизованного ведения нормативно-справочной информации (АС ЦНСИ-2), реализованной на базе решений, включенных в реестр отечественного программного обеспечения Минцифры России, и отвечающей всем требованиям ОАО «РЖД» к решению такого класса.

— Какой подход был выбран для решения задачи?

К.С.: В ОАО «РЖД» существуют довольно жесткие требования, предъявляемые к внедряемому ПО. На старте проекта было принято решение провести анализ включенных в реестр отечественного программного обеспечения продуктов, а затем предложить разработчикам пройти комплексное тестирование в соответствии с методикой ОАО «РЖД» и подтвердить возможность применения своего решения как в части показателей назначения, так и в части предоставляемых продуктом функциональных возможностей.

Мы направили ряду разработчиков письмо с предложением провести демонстрацию и последующее тестирование их решений. Ряд компаний, включая компанию IBS, ответили согласием. По итогам тестирования, которое в общей сложности продолжалось более трех месяцев, был подготовлен отчет о тестировании, который подтвердил заявленные характеристики продукта «Планета.НСИ» и его функциональность.

После выбора решения для создания АС ЦНСИ-2 ОАО «РЖД» была проведена объемная работа по формированию границ проекта, состава нормативно-справочной информации, организационного объема и требований к создаваемой на базе платформы автоматизированной системе.

— Какие требования предъявлялись к создаваемому решению?

Александр Толгский: В первую очередь создаваемое отечественное решение необходимо было за короткое время интегрировать в существующую ИТ-архитектуру ОАО «РЖД» без ущерба для существующих процессов управления НСИ в замещаемом ПО. Чтобы упростить переход специалистов к полноценному использованию новой системы, также было необходимо, с одной стороны, воспроизвести существующую в АС ЦНСИ функциональность, а с другой — обеспечить ее реализацию максимально удобным для пользователей способом с учетом существующих технологических возможностей платформы.

В целом, если говорить про требования, система на первом этапе должна была обеспечить централизованную миграцию исторических данных и ведение более 1,4 тыс. справочников и связанных с ними метаданных, обеспечить возможность интеграции с более чем 140 информационными системами ОАО «РЖД» (как потребителями, так и источниками данных).

— Что было сделано в рамках проекта?

А.Т.: В рамках проекта была проведена масштабная работа по развертыванию отказоустойчивой конфигурации инфраструктурного ПО и платформы «Планета.НСИ» в тестовом и производственном контурах ОАО «РЖД», настроена базовая функциональность платформы и реализована дополнительная функциональность в соответствии с ТЗ, реализованы типовые средства интеграции с системами-потребителями и системами- источниками, мигрированы справочники и связанные с ними метаданные, проведено комплексное тестирование и обеспечена возможность переключения взаимодействия внешних систем со старой АС ЦНСИ на новую АС ЦНСИ-2 без пауз в предоставлении нормативно-справочной информации.

— В какие сроки и какими силами реализован проект?

А.Т.: Тестирование платформы заняло три месяца, далее порядка восьми месяцев шла работа проектной команды на стороне ОАО «РЖД». Сам проект реализации и внедрения платформы АС ЦНСИ-2 проходил с марта 2023-го по ноябрь 2023 год.

Общий размер команды с нашей стороны составил более 100 человек.

— В чем заключались сложности проекта? Как они решались?

А.Т.: При внедрении новой системы ведения НСИ требовалось воспроизвести все наполнение унаследованной системы, реализовать более 1,4 тыс. справочников, настроить связи между ними и контроли, которые обеспечивались не только видимыми триггерами в базе данных, но и в программном коде унаследованного приложения.

Кроме того, в новой системе ведения НСИ требовалось реализовать дополнительные ссылочные связи между справочниками, которые ранее велись независимо друг от друга. В процессе настройки был выявлен ряд расхождений в технологических справочниках.

Специалистами IBS совместно со специалистами Главного вычислительного центра с привлечением АО «НИИАС» была проведена работа по глубокому обследованию особенностей реализации каждого справочника, настроены автоматические процедуры сверки данных между унаследованной и новой системой АС ЦНСИ-2 и исследования причин каждого расхождения в данных и их устранения.

На этапе ввода системы в эксплуатацию требовалось обеспечить постоянную загрузку данных из систем-источников, которые не имели в тестовом контуре релевантных данных для отладки интеграции. В результате значительную часть интеграционных сценариев пришлось отлаживать уже в производственном контуре, обеспечив параллельную загрузку данных из систем-источников в унаследованную и в новую систему ведения НСИ и сверку справочников между системами.

— Что представляет собой созданное решение?

К.С.: Созданная АС ЦНСИ-2 обеспечивает централизованную функцию ведения НСИ в ОАО «РЖД», функционирует на базе программной платформы и вычислительного кластера, созданных в Российской Федерации.

Сегодня система включает в себя более 1,4 тыс. справочников, для каждого из которых реализованы модели данных, средства контроля качества данных и пользовательские интерфейсы. Для основной массы справочников АС ЦНСИ-2 является мастер-системой, а для части систем, которые еще находятся в процессе перевода на отечественные решения, АС ЦНСИ-2 выступает в качестве шлюза-маршрутизатора в старую систему АС ЦНСИ.

— Как изменились процессы, связанные с управлением НСИ? Как это повлияло на работу сотрудников?

К.С.: Благодаря реализации дополнительной ссылочной связи между технологическими справочниками упростились процессы актуализации НСИ, ряд задач, ранее выполнявшихся администраторами данных вручную, теперь выполняется в автоматическом режиме, повысилось качество данных.

С внедрением платформы «Планета.НСИ» существенно упростились процедуры по созданию новых объектов НСИ. Создание новых объектов НСИ, включая создание моделей данных, экранных форм, форм поиска и алгоритмов контроля качества данных, теперь можно проводить непосредственно через веб-интерфейс АС ЦНСИ-2 без участия разработчика.

Система также предусматривает возможность создания новых объектов НСИ при помощи импорта метаданных из шаблона, что существенно ускоряет реализацию новых объектов НСИ, и перевод ведения справочников из смежных информационных систем ОАО «РЖД» в АС ЦНСИ-2.

— Каких результатов удалось достичь?

А.Т.: АС ЦНСИ-2 за короткое время была интегрирована в существующую ИТ-архитектуру ОАО «РЖД». При этом был обеспечен перенос на импортонезависимую платформу основного функционала управления критически важной для бизнеса НСИ. Кроме этого, в рамках проекта обеспечен технологический задел для тиражирования АС ЦНСИ-2 в части состава справочников и подключения новых источников и потребителей данных.

— А какие результаты ожидаются в перспективе?

К.С.: К АС ЦНСИ-2 активно подключаются новые системы, в том числе реализуемые в рамках стратегии цифровизации ОАО «РЖД».

Мы планируем и далее развивать АС ЦНСИ-2 как в части расширения функциональных возможностей и повышения удобства пользователей в работе с системой, так и в части перевода ведения справочников из функциональных систем в АС ЦНСИ-2 и обеспечения интеграции с автоматизированными системами ОАО «РЖД».

Еще одним приоритетом для нас является расширение функционала по контролю качества данных, что позволит упростить такие процессы, как выявление дубликатов записей, нормализация данных справочников и т.д.

— В каких направлениях будет развиваться проект? И какие возможности он открыл для компании?

К.С.: Реализация проекта позволила ОАО «РЖД» выявить точки роста не только в части ведения нормативно-справочной информации, но и в существующих бизнес-процессах компании и смежных с АС ЦНСИ-2 системах. Мы продолжим и далее совершенствовать процессы ведения нормативно-справочной информации и переводить системы на централизованное ведение справочников. То есть новая информационная система стала и будет развиваться как полноценный компонент всей корпоративной системы управления данными.

 

Теги: НСИ Импортозамещение IBS Data Award

На ту же тему: