Вестник цифровой трансформации CIO.RU

HR в России: от Excel до геймификации
HR в России: от Excel до геймификации




17:39 26.08.2019  |  561 просмотров



В 80% компаний довольны текущей системой поддержки HR-процессов, и главным используемым инструментом называют Excel. Как показал опрос, проведенный в России рекрутинговой компанией Hays, лишь 16% респондентов планируют дальнейшую автоматизацию в HR, а 21% и вовсе не хотят внедрять новые технологии, поскольку их все устраивает. При этом 45% компаний позитивно относятся к геймификации, считая, что с ее помощью сотрудники легче принимают корпоративные ценности.

Области HR, в которых не обойтись без автоматизации

По мнению респондентов, тройку главных областей, в которых сегодня не обойтись без автоматизации, составляют кадровый учет и администрирование (их отметили 72% опрошенных), учет рабочего времени (66%) и HR-аналитика (61%). Далее следуют компенсация и сборы, рекрутмент, а также оценка, адаптация и обучение персонала. 1% опрошенных считает, что функцию HR лучше полностью отдать на аутсорсинг.

Большинство респондентов — 78% — уже автоматизировали кадровый учет и администрирование, а 54% — внутренние коммуникации. Кроме того, 45% опрошенных компаний внедрили системы учета рабочего времени, 41% — рекрутмент, 34% автоматизировали HR-аналитику, 34% — оценку, адаптацию, обучение и развитие. Только 15% пытаются оценивать нелояльность сотрудников.

Ответственный за внедрение систем автоматизации HR

По мнению опрошенных компаний, за автоматизацию HR в компании должен отвечать HR-директор — такого мнения придерживаются 67%. 13% считают, что это обязанность генерального директора, и еще 13% думают, что этим должны заниматься ИТ-директора. 4% уверены, что отвечать за автоматизацию HR-процессов должны все вышеперечисленные коллегиально.

Автоматизация HR на практике

Блок кадрового учета и администрирования, по мнению респондентов, в первую очередь нуждается в автоматизации. Это подтверждают и цифры: на практике такую систему используют 78% компаний, из них лишь 22% ею недовольны.

Блок рекрутмента автоматизировал 41% опрошенных компаний, и 20% респондентов собираются реализовать этот функционал в ближайшее время. Только 34% опрошенных компаний автоматизировали блок HR-аналитики. Остальные основной причиной, по которой они этого не сделали, называли отсутствие бюджета. Блок оценки, адаптации, обучения и развития персонала также автоматизировали чуть больше трети — 34% респондентов.

Системы автоматизации внутренних коммуникаций сегодня используют 46% компаний, еще 10% планируют автоматизировать внутренние коммуникации в будущем. При этом 25% респондентов сказали, что их все устраивает в текущих процессах, поэтому они не видят необходимости что-либо менять.

Барьеры для автоматизации

Основной проблемой при внедрении функционала для любого из блоков HR опрошенные компании называли отсутствие бюджета. Еще одной из самых распространенных проблем стало незнание и неинформированность о наличии на рынке необходимых решений. Многие компании заявили, что их все устраивает в текущих процессах, поэтому они ничего не хотят менять. Респонденты ссылались на решение собственника не автоматизировать тот или иной блок, а также говорили, что это требует долгого и сложного процесса согласования со штаб-квартирой.

Автоматизированные системы в HR

Самой популярной системой автоматизации в блоках кадрового учета и администрирования, компенсации и льгот, а также HR-аналитики стала платформа «1С». Кроме того, наиболее часто упоминались SAP, «БОСС-Кадровик», «Компас: Управление персоналом», Workday, Oracle, «Галактика ERP», «Контур.Персонал» и собственные разработки.

В рекрутменте самыми популярными системами респонденты назвали «E-Staff Рекрутер», Potok, FriendWork Recruiter, «Хантфлоу», GoRecruit, Experium, Workday, SAP, а также собственные разработки. Кроме того, многие респонденты указывали Excel и HeadHunter.

Системами, которые компании используют для автоматизации оценки, адаптации, обучения и развития сотрудников, стали собственные разработки, а также Matrix, Workday, SAP, Looop, iSpring Learn, Agylia, WebTutor, Learn Amp и ETWeb.

Для внутренних коммуникаций компании используют корпоративную социальную сеть (Yammer, DaOffice, IBM Connections, Workplace by Facebook), интранет (Oracle WebCenter Suite, MS Sharepoint, IBM WesSphere, «1C-Битрикс»), чат-боты, мессенджеры и онлайн-радио.

Для всех используемых программ респонденты предъявляют почти одинаковые требования. Главные из них — это интуитивно понятный интерфейс, доступность всего необходимого для работы функционала, возможность кастомизации программы под индивидуальные потребности бизнеса, отсутствие ошибок и сбоев, а также экономия времени и помощь в решении рабочих вопросов.

«Идеальный» софт

Компании, участвовавшие в опросе, определили пятерку характеристик, которыми должен обладать идеальное ИТ-решение для автоматизации HR-процессов. Абсолютное большинство респондентов считают, что используемая система должна экономить время: сводить к минимуму ручной ввод данных, быстро готовить и выгружать отчеты. 93% компаний заявляют, что внедряемая система должна быть удобной для пользователей, а 88% говорят, что она должна охватывать все кадровые процессы. 79% респондентов уверены, что решение должно формировать единую базу данных, и еще 50% хотят, чтобы оно было доступным на всех устройствах.

Геймификация HR

Как отмечают аналитики, тренд сегодняшнего дня — геймификация. По данным опроса, уже 21% компаний начали использовать игровые элементы в работе. Компании используют промоигры, мобильные приложения, социальные сети и чат-боты для того, чтобы искать, обучать, адаптировать и мотивировать сотрудников. Но главное, что они готовы подтвердить, что геймификация действительно помогает привить корпоративные ценности и повысить эффективность сотрудников.

69% из внедривших геймификацию компаний используют ее для обучения и развития сотрудников, 59% — для адаптации работников, 40% — для мотивации. 30% применяют игровые элементы для привлечения новых сотрудников, а 24% — для оценки персонала.

Наиболее частыми решениями для геймификации респонденты назвали обучающие порталы (их отметили 75% опрошенных компаний). 33% используют промоигры, 26% — мобильные приложения, 39% пользуются социальными сетями, 18% — чат-ботами.

79% компаний геймификацию на практике не использовали, при этом 29% считают, что в этом нет необходимости, а 24% не нашли поддержку у руководства в этом вопросе.

Почти половина компаний (45%), которые уже используют геймификацию в HR, говорят о том, что наблюдают ее положительное влияние и с ее помощью прививают корпоративные ценности. Еще 31% также говорят о положительном воздействии геймификации, поскольку она повышает эффективность сотрудников. 26% респондентов пока особых изменений не заметили, а 6% указывают на негативное влияние использования игровых элементов в работе, поскольку не все сотрудники хотят принимать участие в геймификации. Только 3% опрошенных компаний считают, что геймификация отнимает много времени и наносит ущерб рабочим процессам.

Hays, HR, геймификация


Теги: Управление персоналом HR



На ту же тему: