Вестник цифровой трансформации

J'son & Partners: облачные сервисы в торговле окупаются десятикратно
J'son & Partners: облачные сервисы в торговле окупаются десятикратно




22:58 22.05.2017  |  6194 просмотров



Аналитики J'son & Partners Consulting представили исследование российского рынка облачных и web-сервисов для малого и микробизнеса в сфере торговли и услуг. Они констатируют запаздывание его развития и дефицит решений, однако признают, что даже существующие предложения позволяют десятикратно окупить инвестиции в них.

Облачные платформы для цифровой и омниканальной коммерции появились как развитие обычных систем управления сайтом для интернет-магазинов, предоставляемых по модели SaaS. Бурное расширение функциональных возможностей этих облачных сервисов, а также выход на рынок новых игроков привело к тому, что в настоящее время платформы омниканальной коммерции представляют из себя полнофункциональные сервисы автоматизации торговли. Такие сервисы интегрированы со всеми глобальными системами электронных платежей, обеспечивают требуемый для проведения платежей уровень безопасности, и представляют из себя готовый комплекс приложений, реализующих блок коммерческих процессов торгового предприятия.

Тенденцией последних двух-трех лет является то, что облачные платформы омниканальной коммерции начинают покрывать функционал всех остальных процессов торгового предприятия: процессы бухгалтерского, налогового и управленческого учета, управление запасами, закупками и цепочками поставок, управление финансами, управление кадрами. При этом сервисы, «выросшие» из облачных систем управления сайтами, в основном развивают такой функционал, интегрируя через API соответствующие облачные сервисы партнеров.

Использование облачных сервисов следует рассматривать не только как возможность для малого и микропредприятия получить доступ к «продвинутым» средствам автоматизации бизнес-процессов, ранее недоступным по финансовым причинам, но и как возможность построить принципиально иной, существенно более эффективный бизнес.

Ситуация в России

Предложение локализованных облачных сервисов для торговли в России значительно отстает от проникновения подобных сервисов в развитых странах. У нас массово применяются пока лишь вспомогательные облачные сервисы. Это web-сервисы подачи отчетности и обмена электронными документами и данными, в том числе юридически значимыми, и в существенно меньшей степени - офисные SaaS-приложения, облачные CRM и приложения для организации работы территориально-распределенного персонала, не «привязанного» к конкретному месту в офисе.

Однако даже эти ограниченные предложения позволяют десятикратно окупить платежи за эти сервисы за счет снижения затрат на ИТ и телеком-услуги. Более того, они создают предпосылки для перехода к сквозной автоматизации основных бизнес-процессов торгового предприятия – бесшовной автоматизации без разрывов, требующих ручной выгрузки данных из одной ИТ-системы и загрузки в другую. Такие сквозные цепочки бизнес-процессов позволяют решать задачу оптимизации работы предприятия как единого целого: оптимизировать запасы на складах под сделанные заказы и прогнозируемый спрос, оптимизировать процессы доставки, закупок у поставщиков, предотвратить появление «кассовых разрывов» и максимально эффективно использовать средства на счетах и заемное финансирование. Наиболее продвинутые сервисы позволяют осуществлять такое оптимизационное управление в режиме близком к режиму реального времени и с использованием средств предиктивной аналитики.

Такой подход к управлению бизнес-процессами торгового предприятия позволяет, в частности, реализовать модель DropShop, при которой заказанный покупателем товар доставляется напрямую покупателю от производителя, минуя склады и торговые точки торговой компании. Это позволяет на порядок снизить затраты на продажу единицы товара.

Пусть и в ограниченном виде, но уже сейчас в России торговым предприятиям доступны локализованные облачные сервисы, автоматизирующие отдельные функции (например, товарного и складского учета), которые движутся в сторону автоматизации различных частей сквозного процесса, например, оптимизации текущих продаж и запасов на складах. При этом большинство предлагаемых сервисов автоматизации отдельных функций уже имеют открытый интерфейс для интеграции с другими системами и сервисами, позволяющий на базе отдельных сервисов автоматизации процессов создавать бесшовные сквозные автоматизированные процессы – от автоматизации продаж до автоматизации закупок и цепочек поставок.

Корректное использование уже доступных в России облачных решений позволяет малым торговым предприятиям достичь того же уровня эффективности, что и у крупных торговых сетей, и даже превысить его. В ближайшие годы разнообразие и функциональные возможности этих сервисов будет быстро расти, тарифы – уравниваться. Можно прогнозировать, что у большинства лидирующих провайдеров появится понятный SLA, соответствующий развитым рынкам, а вокруг провайдеров будут развиваться экосистемы партнеров по внедрению таких сервисов. Это существенно снизит риски малых предприятий, не имеющих опыта использования сложных средств автоматизации.

Теги: Автоматизация предприятий Облака Торговля, сфера услуг J'son & Partners Consulting