Вестник цифровой трансформации CIO.RU

Цифровая трансформация: всё ещё на «низком старте»?
Цифровая трансформация: всё ещё на «низком старте»?




14:12 10.06.2019 (обновлено: 18:20 10.06.2019)  |  998 просмотров



DT Global Business Consulting: 80% российских компаний увеличивают инвестиции в цифровую трансформацию.

Для подавляющего большинства компаний цифровая трансформация стала если не первоочередной, то крайне важной задачей. Как показало исследование, проведенное DT Global Business Consulting в партнерстве с Citrix, только 7% компаний в России не предпринимают активных действий в этом направлении. В то же время 80% респондентов планируют в этом году увеличить инвестиции в цифровую трансформацию, причем 19% – значительно.

Ключевые технологии: искусственный интеллект все еще непопулярен

Аналитики выделили десять ключевых технологий, имеющих решающее значение в процессе цифровой трансформации компаний: облачные вычисления, мобильные технологии и приложения, оцифровка документов и автоматизация рабочих процессов, социальные сети, большие данные и аналитика, Интернет вещей (IoT), повсеместное внедрение программного обеспечения, искусственный интеллект и машинное обучение, передовая робототехника и 3D-печать. Первые четыре из них занимают лидирующие позиции по степени интеграции в компаниях российского бизнеса, их никак не использует только десятая часть компаний (в случае с облачными технологиями – четверть).

От лидеров чуть отстают технологии больших данных и аналитики. Их применяет две трети компаний, 18% – особенно активно. Чуть менее половины опрошенных используют в своей деятельности Интернет вещей и повсеместное внедрение ПО.

ИИ и машинное обучение применяет лишь 6% компаний. Тем не менее, многие представители российского бизнеса реализуют пилотные проекты по внедрению искусственного интеллекта в бизнес-процессы, поэтому стоит ожидать значительный рост в сфере его применения. Ситуация с робототехникой и 3D-печатью еще более удручающая. У 87% (а во втором случае – у 91%) компаний эти технологии не нашли никакого применения.

Цифровая трансформация – на ранних этапах

Процесс цифровой трансформации принято разделять на пять этапов: рассмотрение возможности, планирование, внедрение, лидерство, разрыв рынка. 60% российских компаний находится на первых двух этапах. Они запускают или уже тестируют несколько пробных проектов или отдельных инициатив, но еще не получают заметные коммерческие результаты. 28% компаний активно внедряют программы цифровой трансформации и уже получили ощутимый коммерческий результат. И только 10% компаний считают себя лидерами, когда как скромный 1% уверен, что значительно опережает конкурентов.

При этом степень цифровой трансформации существенно различается в зависимости от отрасли. Наиболее продвинутые – банковская и телекоммуникационная сферы, хорошие результаты показывают нефтехимическая отрасль и ритейл. В арьергарде – металлургия и горнодобывающая промышленность.

Лидирующие позиции финансовых организаций эксперты связывают с их относительной молодостью, в особенности в сравнении с банками Запада, имеющими многовековую историю. Отставание металлургической и горнодобывающей отраслей обусловлена отсутствием острой необходимости в цифровой трансформации, поскольку использование традиционных методов в производстве все еще дает неплохие результаты. Но и в этих отраслях потребности рынка и конкуренция неизбежно приведут к осознанию необходимости трансформировать бизнес.

Основные барьеры

Две основные проблемы в процессе цифровой трансформации – нехватка кадров, а также недостаток знаний и понимания самого процесса. Эти две вещи беспокоят порядка половины респондентов. Ключевой фигурой в их решении обычно становится руководитель организации.

Кроме того, 47% считают, что трансформацию в их компаниях тормозит использование устаревших систем, а 45% уверены в необходимости обширного изменения корпоративной культуры для дальнейшего прогресса.

Эксперты отмечают, что именно изменение корпоративной культуры является самой важной задачей. Цифровая трансформация потребует от организации также поменять методы работы: пересмотреть корпоративные ценности, традиционные иерархии и показатели успеха. И чем старше компания, тем сложнее это делать. Поэтому относительная молодость российского бизнеса и используемых им систем является здесь скорее плюсом.

Хотя Россия имеет приличный кадровый резерв, 39% компаний волнует недостаточное количество специалистов с нужными навыками. 20% опрошенных описали как «чрезвычайно трудную» задачу по поиску необходимого персонала, в то время как 61% респондентов заявили, что это «сложно, но возможно». Недостаток талантливых специалистов в итоге создает конкуренцию в борьбе за кадры.

Преимущества российского бизнеса

Несмотря на санкции, Россия может предложить ряд преимуществ тем, кто собирается вести здесь свою деятельность. Здесь есть хорошая база знаний и навыков, заметные игроки в сфере цифровых технологий, которые в пределах локального рынка могут конкурировать даже с международными корпорациями. Уровень развития сетевой инфраструктуры также достаточно высок, особенно в сравнении с инфраструктурами активно развивающихся стран.

Тем не менее, степень цифровой трансформации значительно различается от региона к региону. Лидирующие позиции занимает Москва, благодаря государственным и частным инвестициям, а также присутствию штаб-квартир многих компаний. Следом идет Санкт-Петербург. Но разрыв между регионами и столицей за последнее время значительно сократился. Например, благодаря тому, что крупные компании работают в регионах, используя формат аутсорсинга, что позволяет им экономить, но в то же время они вносят вклад в сетевую инфраструктуру региона.

Несмотря на очевидную важность цифровой трансформации, руководители российских компаний обеспокоены темпами ее развития. Более половины (59%) респондентов заявили, что недовольны результатами в этой области. И только 3% опрошенных были удовлетворены полученными показателями. Компаниям придется приложить немало усилий, чтобы сохранить высокие темпы цифровых преобразований и технологического развития, а также соответствовать новым ожиданиям клиентов и сотрудников.

Вслед за цифровой трансформацией усилится и разрыв рынка. Эксперты считают, что наиболее явным он будет в транспортной отрасли, розничных, оптовых продажах и финансовых услугах.


Теги: Цифровая трансформация