Вестник цифровой трансформации

ICL Services: роботизация простейших процессов — не лучший вариант пилотного проекта для RPA
ICL Services: роботизация простейших процессов — не лучший вариант пилотного проекта для RPA

Валентина Кулагина: «Мы ориентируемся на RPA с элементами искусственного интеллекта и предлагаем их использовать в тех процессах, где необходима поддержка принятия решений — то есть в процессах более высокого уровня»


11:43 28.11.2018 (обновлено: 18:15 28.11.2018)  |  Николай Смирнов | 4064 просмотров



Валентина Кулагина, руководитель отдела развития продуктов компании ICL Services, — о роли и месте RPA в процессе цифровой трансформации компаний и о своих взглядах на развитие рынка роботизации процессов.

Нынешний год становится поворотным для технологий роботизации процессов (Robotic Process Automation, RPA). Во многих компаниях заканчиваются пилотные проекты, по результатам которых рынок и будет оценивать возможности роботизации. Валентина Кулагина, руководитель отдела развития продуктов компании ICL Services, рассказала о том, какое место занимают RPA в процессе цифровой трансформации компаний, и о своих наблюдениях за этим рынком.

— Насколько актуален тренд цифровой трансформации для российских компаний? В чем он выражается для вас?

Мы считаем, что цифровая трансформация — это вполне естественный, эволюционный и рыночный процесс. Да, о ней много говорят — во многом из-за того, что такой вектор был задан на уровне руководства страны. Крупные компании, на наш взгляд, уже разработали стратегию трансформации, а ведущие системные интеграторы определили стек необходимых для этого технологий, которые могут вывести компании на новые рынки или обеспечить конкурентные преимущества. Как правило, речь идет о больших данных, искусственном интеллекте, Интернете вещей и роботизации процессов.

Хотелось бы отметить, что этот всеобщий тренд положительно влияет на активность предприятий: у них возникают новые задачи, перестраиваются бизнес-процессы и иногда меняется модель ведения бизнеса. Однако есть компании, которые пока не могут самостоятельно проработать сценарий изменений, и мы приходим таким компаниям на помощь — выступаем в роли консультантов. Важно понимать, что любая трансформация невозможна без наведения порядка в инфраструктуре, информационных системах и самих процессах, поэтому аудит обязательно должен присутствовать в процессах цифровой трансформации.

Следует отметить, что в процессе трансформации компании хотят найти для себя точки роста. Это сделать довольно сложно, если уровень проникновения ИТ-систем в бизнес-процессы достаточно низкий. В этом случае в дорожной карте цифровизации должен быть «нулевой» раздел, его суть в том, что информация переводится с аналоговых носителей в электронный вид, внедряются базовые информационные системы. Без всего этого вообще невозможна трансформация.

— Трендом нынешнего года становится роботизация бизнес-процессов. Какие направления ей наиболее подвержены?

Мы пока не видим массовости этого тренда, хотя перед всеми компаниями стоит задача повышения эффективности бизнеса и производительности труда сотрудников. Я считаю, что нынешний год становится переломным: технологии RPA были хайпом в 2017 году, и сейчас только-только появляются первые заметные пилотные проекты, а главное — ощутимые результаты. В роботизации больше всех заинтересованы компании с высоким уровнем автоматизации и развития информационных систем. На самом деле таких компаний пока очень немного.

Наши клиенты заинтересованы в роботах, если высвобождается хотя бы часть рабочего времени сотрудников. Например, 15 минут в час при восьмичасовом рабочем дне — это отличный результат. Эффект рассчитывается просто: сравнивается стоимость часа работы робота и человека в конкретном процессе. Если видна экономия, это является основанием для запуска пилотного проекта. Пока такие проекты как правило запускаются в простейших процессах: в бухгалтерии, в кадровом документообороте, при подготовке регуляторной отчетности. Однако мы считаем, что технологии RPA на таких процессах тестировать не совсем верно: обосновать их внедрение по результатам такого проекта будет очень сложно. Например, в компании есть бухгалтер, получающий небольшую зарплату, и робот, аренда которого обходится в меньшие, но вполне сопоставимые деньги. Экономия в таких случаях несущественна, и часто выбор делается в пользу человека, потому что его «функционал» гораздо шире. Поэтому мы ориентируемся на RPA с элементами искусственного интеллекта и предлагаем их использовать в тех процессах, где необходима поддержка принятия решений — то есть в процессах более высокого уровня.

Гораздо полезнее оптимизировать ту часть бизнеса, которая действительно «болит». Это вовсе не сверка дебиторской задолженности или обработка кадровых документов. Совсем другое дело — процессы, связанные с обслуживанием клиентов, формированием программ лояльности; сюда руководители готовы вкладывать. Конечно, выстроить поддержку внутренних процессов намного проще, но эффект от этого будет гораздо ниже.

— А готовы ли заказчики к тому, что услуги им будут предоставлять роботы?

Они готовы, никакой «психологической обработки» не требуется. Мы общаемся с клиентами по теме RPA и не слышим от них подобных вопросов. Достаточно дать сравнение, сколько их сотрудники тратят на бизнес-процесс сейчас, сколько у них времени высвободится в результате роботизации и — главное — куда это время можно будет направить.

— Говоря про роботизацию, оперируют обычно двумя аргументами: цена и качество. Какой из них, по вашим наблюдениям, является для компаний более убедительным?

В первую очередь, это цена и, во вторую очередь, — показатель time-to-market (время от начала внедрения RPA до получения результата). Компаниям важно получить результат за достаточно короткий срок, а на внедрение одного робота, сопровождающего несколько бизнес-процессов, может потребоваться всего несколько недель или даже дней. В то же время, серьезным сдерживающим фактором для таких проектов все еще является низкая стоимость труда в нашей стране. Именно поэтому мы и говорим о необходимости применения роботизации в более «дорогих» и ценных для бизнеса процессах.

— Что должно произойти, чтобы проекты RPA из диковинки превратились в мейнстрим?

Надо признать, что, несмотря на массу разговоров, тема пока находится в зачаточном состоянии и мейнстрима на ИТ-рынке я пока не вижу. Сейчас очень мало компаний в России, решившихся на пилотирование RPA-технологии и внедрение роботов в свои ключевые бизнес-процессы. Посмотрите, ведь сейчас даже пилотных проектов, действительно ценных и привлекающих внимание, очень немного. Скажем, кого заинтересует такой примитивный процесс, как автоматизированная рассылка писем? А вот если с помощью RPA будет построена система мониторинга цен на сайтах конкурентов и последующего выстраивания ценовой политики предприятия в том или ином регионе, то это заинтересует любого промышленного гиганта. Интерес к RPA будет нарастать в том случае, если компании самостоятельно или с помощью консультантов увидят процессы, которые можно передать роботам. Реалии таковы, что большинство наших клиентов пока не видят таких бизнес-процессов и тут мы приходим им на помощь. Но не все так грустно, пионеры этого рынка действительно есть, они уже начинают просчитывать эффективность пилотных проектов, и мы не исключение. Если эффективность будет доказана, то мы скоро услышим об этих пилотных проектах на всех ключевых event-площадках страны. То есть все движется как обычно, для начала активного роста рынку нужна критическая масса успешных проектов, нужно «сарафанное радио», нужны практические кейсы и регулярная информационная кампания для поддержки и разогревания интереса ИТ-рынка.

Теги: Автоматизация предприятий ICL Services RPA