Вестник цифровой трансформации

Работники ИТ-отрасли – не винтики в отлаженном механизме
Работники ИТ-отрасли – не винтики в отлаженном механизме




11:50 27.10.2016  |  Пол Глен | 3334 просмотров



Когда технологические процессы в ИТ-сфере организованы по образу сборочной линии, это может привести к тому, что у сотрудников утратятся интерес и мотивация к работе, а эффективность ИТ-команд снизится.

Вы являетесь частью унылой и подавленной команды, занятой рутинным трудом? Управляете коллективом, где часто случаются конфликты и распри? Каждый день, идя на работу, со страхом ждете, что опять окажетесь в окружении людей, излучающих негативные эмоции? Если это так, вы не одиноки. К сожалению, всё перечисленное относится к очень многим ИТ-группам и проектным командам.

Слаженное функционирование ИТ-команд может нарушаться по самым разным причинам. На ум сразу приходит известная цитата из «Анны Карениной» Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». В какой-то степени это объясняет существование столь большого количества проблемных команд – ведь число ситуаций, способных привести к кризису, фактически бесконечно. Очень сложно выявить признаки, по которым можно было бы определить, что слаженное функционирование находится под угрозой.

И есть еще нечто общее, присущее почти всем проблемным командам, хотя, наверное, это скорее сопутствующая причина, а не основная. Мы словно входим в иссушенный жарой лес, который от малейшей искры может превратиться в полыхающий ад.

А теперь давайте поговорим о способах организации групповой работы. Обычно структура групп выстраивается в соответствии с используемыми технологическими процессами. Сама по себе группа похожа на машину, которая принимает заявки, запросы и требования и в конечном итоге выдает готовое решение. В процессе работы задачи передаются с одного места на другое, пересекая технические границы между зонами ответственности отдельных работников. Другими словами, технологический процесс напоминает движение автомобиля по сборочному конвейеру. Один человек прикручивает левое переднее колесо, а другой – правое.

На первый взгляд, ничего страшного в этом нет. Налицо хорошо проработанный процесс, обеспечивающий соответствие управленческим требованиям и оптимизирующий потоки выполняемых задач. Но загвоздка в том, что работа, организованная таким образом, не отвечает ожиданиям выполняющих ее людей.

Люди – не подпрограммы, которые вызываются по мере возникновения потребностей в выполняемых ими сервисах. Это существа из плоти и крови, со своими эмоциями и устремлениями, это не бесчувственные и безразличные ко всему роботы, которых интересует лишь рабочее время, продаваемое ими за деньги. Они с вниманием относятся к окружающим и заботятся о качестве своего труда, рассчитывая, что их работа будет вкладом в общее дело. У них может возникать чувство обиды, страха и скуки.

А после попадания в такую конвейерную структуру у людей появляются отрицательные эмоции. Вот их неполный перечень.

Изолированность. Они могут находиться рядом и общаться с другими членами группы, но не ведут при этом совместной деятельности. Люди не делятся друг с другом целями, которые должны достигаться в процессе совместной работы.

Скука. Когда зона технической ответственности очень узка, человек перестает изучать что-либо новое.

Попадание в ловушку. Зачастую каждый работник в организации занимает определенную техническую нишу. На нем лежит особая ответственность, поскольку его некем заменить. Он понимает, что обладает слишком высокой ценностью в своей нынешней роли, для того чтобы всерьез присматриваться к какой-то новой и интересной сфере деятельности. И не видит никакой возможности для карьерного роста.

Страх. Люди, связанные на протяжении долгого времени лишь с какой-то одной системой, понимают, что, если организация решит отказаться от нее, их проще уволить, а не тратиться на переобучение. Поэтому у них возникают вполне обоснованные опасения оказаться на рынке труда с весьма ограниченным и устаревшим запасом знаний.

Отсутствие мотивации. Работа, организованная в виде потока отдельных задач, угнетает. Выполняя ее в течение долгого времени, человек чувствует себя как белка в колесе. У его работы нет ни начала, ни конца, он не ощущает ни волнения, которое возникает при появлении новых вызовов, ни удовлетворения, появляющегося после завершения проекта.

Пребывая в таком состоянии слишком долго, люди истощаются эмоционально, становятся хрупкими и неспособными исправить ситуацию, если что-то пойдет не так. У них нет сил побороть отчаяние, а возврат к нормальной деятельности уже не кажется им таким привлекательным.

Если всё вышеописанное относится к вашей группе, подумайте, как изменить рабочий процесс, как добиться, чтобы он не только обеспечивал выполнение поставленных задач, но и отвечал интересам участвующих в нем людей. При этом вы не только поможете работникам приобрести новые навыки, но и повысите эффективность деятельности группы в долгосрочной перспективе с минимальными затратами.

– Paul Glen. IT workers aren’t cogs in a machine. Computerworld. Oct 13, 2016

Теги: Управление ИТ-персоналом