Расходы ведущих мировых автоконцернов на информационные и цифровые решения увеличиваются из года в год, растет количество новых разработок и пилотных проектов. С точки зрения затрат на новые разработки, самый крупный сегмент рынка — это «Промышленный интернет вещей» (Automotive I4.0), на который приходится более 30% всех инвестиций. При CAGR 11,5%, к 2025 году его объем увеличится до 36,7 млрд долл.
На втором и третьем местах идут сегменты «Подключенные автомобили и Интернет вещей» и «Системы безопасности» — порядка 10% и 7% соответственно.
На создание технологий обработки больших данных сегодня тратится порядка 2% от общего объема, однако в обозримой перспективе это один из самых перспективных сегментов рынка цифровой трансформации в автомобильной индустрии, считают в Frost & Sullivan. Если сейчас расходы на технологии больших данных в автопроме оцениваются примерно в 500 млн долл., то к 2025 году они составят уже 10,5 млрд долл. при CAGR на уровне 35%».
В рамках сегмента Интернета вещей быстрыми темпами будет развиваться направление цифрового ретейла. Этот рынок будет увеличиваться на 29,1% в год и к 2025 году достигнет отметки 50,8 млрд долл.
По объемам вложений в разработку и внедрение технологий цифрового ретейла в автопроме лидерство принадлежит странам Северной Америки, а также Германии и Франции. Согласно прогнозам, расстановка сил поменяется после 2022 года — Китай потеснит Германию и выйдет на второе место.
Россия сильно отстает от технологических лидеров, однако может занять порядка 6,5% вторичного рынка технологий цифрового ретейла после 2022 года, наряду с Италией (6,6%) и Испанией (6,8%).
Сегодня дорожные карты большинства крупных автопроизводителей в сфере цифровой трансформации включают: на первом этапе — разработку и развитие цифровых сервисов, за которым в начале 2020-х годов последует переход к бизнес-модели «Автомобиль как сервис» (Car-as-a-Service) и после этого, к 2025 году, — к модели «Мобильность как сервис».
Еще одна тенденция — это консолидация рынка. В автомобильной промышленности сегодня работает порядка 1700 стартапов, предлагающих различные платформенные решения в области Интернета вещей и дополненной реальности. Ожидается, что автоконцерны будут продолжать укреплять свои позиции за счет сделок по слиянию и поглощению, а также создания партнерств с технологическими компаниями. Основными целями автоконцернов останутся компании-разработчики специализированного ПО, операционных систем, микроэлектроники и др.
Среди других ключевых тенденций рынка цифровой трансформации в мировом автопроме, эксперты Frost & Sullivan называют развитие технологий искусственного интеллекта, решений в области повышения кибербезопасности (в том числе на базе блокчейн-технологий), а также технологий дополненной реальности и облачных сервисов.