Вестник цифровой трансформации CIO.RU

Как выбрать провайдера SaaS
Как выбрать провайдера SaaS




17:06 21.11.2017 (обновлено: 11:48 24.11.2017)  |  0 Комментариев | Марта Хеллер | 1613 просмотров



Эксперты уверены, что от привычных принципов оценки поставщиков при выборе SaaS-решений необходимо отказываться.

РЕКЛАМА

Переход на SaaS

Когда речь идет о переходе на SaaS-платформу, принципы выбора поставщика требуется в корне менять. Нередко оценку пытаются проводить тем же способом, что и при покупке коробочного локального ПО: «Заказчик изучает функционал различных решений и сокращает список кандидатов до трех. Поставщики расхваливают свои предложения на презентациях. После этого покупатель подсчитывает «за» и «против» в электронной таблице и выбирает победителя».

Для мира SaaS такой принцип выбора не подходит. Функционал важен, но, покупая SaaS, вы переносите на плечи поставщика заботу об информационной безопасности, развитии корпоративных систем и их технической поддержке. Поэтому нужен совсем другой процесс оценки, нежели для продуктов, которые покупатель сам устанавливает и сопровождает.

Четыре вопроса, которыми нужно задаться при оценке поставщиков SaaS

1. Действительно ли это SaaS?

Загляните «под капот» и выясните, является ли предлагаемое решение платформой, разработанной на единой кодовой базе, или это набор локальных систем, которые разместили в облаке и снабдили общим пользовательским интерфейсом.

Поставщики ПО нередко прибегают к «трюкам» такого рода. Например, компания может позиционировать продукт как единое решение, но если на самом деле это несколько систем, кое-как соединенных друг с другом, то впоследствии вас ждет немало затрат, обусловленных проблемами при каждой модернизации решения.

2. Как компания развивает свое решение?

ИТ-директорам, которые пользовались только коробочными продуктами, скорее всего, никогда не звонили от поставщика с вопросами, каким бы они хотели видеть решение в дальнейшем.

Провайдеры SaaS обычно выпускают обновления очень часто, у клиента же реальная возможность влиять на продукт есть только в том случае, если поставщик это позволит. Убедитесь, что решение развивается в партнерстве с клиентами и что вам понятно, как именно вы сможете влиять на продукт.

3. Как осуществляются доставка обновлений и техническая поддержка?

Заказчику необходимо четко понимать процессы поддержки продукта, погскольку возможны подводные камни. Выясните, как именно поставщик обеспечивает регулярную доставку обновлений; есть ли у него в штате эксперты, способные помочь спланировать вам последующие стадии вашей стратегии и сможет ли он сам или его партнеры оказывать вам содействие в долгосрочной перспективе.

Когда вы покупаете корпоративную систему SaaS, вам нужен партнер, который поможет вам использовать все появляющиеся в системе новшества для повышения эффективности работы вашей организации.

4. Налажено ли взаимодействие с высшим руководством компании?

Такое взаимодействие необходимо, чтобы топ-менеджеры могли заручиться необходимой поддержкой в ситуациях, когда что-то пошло не так. Доверие со стороны высшего руководства пойдет на пользу и службе ИТ.

Сегодня ИТ-директора по-прежнему нередко стремятся избежать взаимодействия с топ-менеджерами, желая сохранить дистанцию на этапе оценки поставщиков. Но в случае SaaS-модели такая линия поведения не годится, поскольку вы, по сути, передаете значительную часть своего бизнеса на попечение кому-то другому.

В цифровую эпоху основы бизнеса сильно меняются, и ИТ-директора ощущают это на себе как никто другой. Поэтому так необходимо выработать новый подход к выбору поставщиков.

– Martha Heller. How to select a SaaS vendor. CIO. OCT 18, 2017

Облака в России: клиенты укрупняются, глобальные вендоры локализуются

Облачные услуги стали одной из самых динамичных областей ИТ-рынка в России по итогам 2016 года. Согласно оценкам IDC, общий объем рынка, включая публичные и частные облака, достиг 422 млн долл., что на 20% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Самая большая доля на рынке облаков приходится на категорию «программное обеспечение как сервис» (SaaS) — 64%, на втором месте «инфраструктура как сервис» (IaaS) — 28%, и на третьем «платформа как сервис» (PaaS) — 8%.

Такие отрасли, как розничная и оптовая торговля, финансовые услуги, производство, а также предоставление профессиональных услуг, стали лидерами по потреблению облачных услуг. На их долю пришлось в сумме более 50% всех предоставленных в 2016 году облачных услуг.

Произошли изменения и в структуре потребления облаков в России. Крупные и очень крупные организации сейчас играют более весомую роль в потреблении облачной инфраструктуры. Проекты, связанные с аналитикой больших данных и Интернетом вещей, стали одними из ключевых факторов роста рынка облаков.

IDC прогнозирует, что общий объем рынка облачных услуг (как публичных, так и частных) продолжит рост в 2017 году, следует ждать увеличения на 12% в долларовом выражении. Реализация идеи цифровой экономики, поддерживаемой государством, станет серьезным фактором, подстегивающим расширение сферы применения облачных услуг для автоматизации деятельности предприятий, и будет способствовать позитивной динамике рынка. По прогнозам, к 2021 году объем рынка приблизится к 696 млн долл.

Как отмечают аналитики, опыт глобальных игроков показывает, что локализация облачных сервисов, то есть оказание услуг с территории РФ силами российских сотрудников, зачастую позволяет успешно интегрироваться в процесс импортозамещения и эффективно развивать бизнес в России. В этой ситуации локальные поставщики могут столкнуться с более жесткой конкуренцией со стороны глобальных игроков, присутствующих на российском рынке. Чтобы успешно конкурировать за российского потребителя, им придется уделять больше внимания вопросам стандартизации, самообслуживания, а также расширения возможностей своих продуктов.

Крупнейшими поставщиками SaaS в России в IDC называют компании «СКБ Контур», «Манго Телеком», B2B-Center «Барс Груп» и Softline. Доминирующие категории продуктов на российском рынке SaaS — инструменты бухгалтерской и налоговой отчетности, виртуальная телефония. Также спросом пользуются услуги виртуальных АТС, колл-центров и офисные программы в облаке.

Среднегодовой рост облачного рынка Центральной и Восточной Европы составит примерно 20%. Согласно оценкам IDC, расходы компаний на публичные облака к 2021 году достигнут 2,5 млрд долл. Модель SaaS является доминирующей, и на нее приходится 65% облачных расходов компаний. Однако ее доля постепенно начнет сокращаться и к 2021 году составит 61%.

В сегментах рынка SaaS наиболее заметны решения ERP, CRM и управления взаимодействием. Наибольший рост на сегодня показывают системы управления контентом (ECM).

Главными потребителями облачных сервисов в ближайшее время станут предприятия непрерывного производства и компании сферы услуг. Банки будут третьим по размеру сектором, обогнав по облачным расходам розничную торговлю, прогнозируют в IDC.

 


Теги: Автоматизация предприятий Облачные сервисы SaaS
На ту же тему: