Вестник цифровой трансформации CIO.RU

Директор по данным – драйвер цифровой трансформации?
Директор по данным – драйвер цифровой трансформации?

«Данные – это мощнейший инструмент для принятия решений. Они отражают реальную ситуацию, в которой находятся и рынок, и сама компания. Но, несмотря на огромный потенциал искусственного интеллекта, больших данных и других технологий, роль человека в принятии решений остается главной», - Азат Шамсутдинов


11:16 21.03.2018 (обновлено: 15:31 18.04.2018)  |  Николай Смирнов | 4618 просмотров



Азат Шамсутдинов, директор направления машинного обучения и искусственного интеллекта компании North.AI, – о том, как изменилась роль CDO, а также о стимулах и барьерах в работе.

Директора по данным и аналитике начинают играть ключевую роль в проектах цифровой трансформации бизнеса. До сих пор они занимались управлением данными, их качеством, следили за выполнением нормативных требований, но теперь, как показал опрос Gartner Chief Data Officer Survey, их работа приносит осязаемую выгоду компаниям и создает в коллективах культуру, ориентированную на данные. Более половины CDO теперь подчиняются непосредственно одному из высших руководителей компании, а к 2021 году уже в трех четвертях крупных компаний роль службы CDO будет считаться не менее важной для бизнеса, чем роль ИТ-службы или финансового отдела.

Более трети опрошенных CDO заявили, что одним из главных критериев успешной работы для них является увеличение доходов компании. Вопросы снижения риска и экономии средств отходят на второй план. В их зону ответственности включены вопросы аналитики, этики использования данных и цифровой трансформации.

Проблеме роли CDO в современных компаниях и их профессиональной трансформации будет посвящен круглый стол, который пройдет в рамках конференции BIG DATA 2018. Мы поговорили с одним из участников мероприятия – Азатом Шамсутдиновым, директором направления машинного обучения и искусственного интеллекта компании North.AI, входящей в «Севергрупп».

- Каков ваш путь в профессию? Что для вас стало определяющим в ее выборе?

Моя профессия была предопределена со студенческой скамьи: еще будучи студентом Физтеха я понял, что хочу работать с данными, и особенно меня привлекали их возможности для бизнеса. Мне всегда были интересны нетривиальные задачи, я придумывал нестандартные решения, развиваясь как профессионал. Пробовал себя в разных сферах – успел поработать в тяжелой промышленности, в крупнейших ретейлерах и компаниях, занимающихся электронной коммерцией.

Часто приходилось выступать в роли эксперта по большим данным, в основном в зарубежных компаниях. К примеру, был проект с крупной американской производственной корпорацией. Особое значение этот проект имел для крупногабаритного транспорта, начиная с городских автобусов и заканчивая тяжелыми траками угледобывающих компаний Китая. Была поставлена амбициозная цель – показать, что использование газовых двигателей вместо дизельных увеличит маржинальность этих компаний. Технологии больших данных и искусственного интеллекта прекрасно вписались в решение этой задачи, и проект был успешно внедрен.

Сейчас я работаю в сфере HR-tech в «Севергрупп», где вместе с командой мы разрабатываем уникальный продукт для рынка HR. Самое главное – это понимать, что ты участвуешь в создании продукта с невероятным потенциалом, способного многое изменить и улучшить жизнь в будущем.

- Должность CDO до сих пор продолжает оставаться диковинкой в российских компаниях. Как вы думаете, почему? В какой компании эта должность нужна?

Машинное обучение, большие данные, искусственный интеллект, несомненно, стали популярным трендом последних лет. Много компаний с осторожностью присматриваются к этому тренду, но пока не знают, как эти технологии можно применить в бизнесе. Другие же, поддаваясь модным тенденциям, внедряют решения на базе технологий Big Data повсеместно – даже там, где они вовсе не требуются. По этой причине не все до конца понимают, какую роль в компании выполняет CDO и для чего он вообще нужен.

Если компания хочет удержаться в лидерах рынка и выжить в конкурентной борьбе, она не должна игнорировать новые технологии. Таким компаниям CDO необходим. В остальных, тем более без понимания сути технологий и их пользы для бизнеса, наличие такой позиции кажется бессмысленным.

- Наблюдается ли изменение роли CDO в последнее время и в каком направлении? Как вам видится их роль в будущем?

Я бы сказал, что скорее наблюдаются изменения в головах. Люди все больше осознают возможности новых технологий, и поэтому растет важность роли CDO в компании. Как следствие, возрастают требования к ним: понимание бизнеса, рынка и быстрое реагирование на изменения становятся таким же необходимым навыком для CDO, как и глубокое понимание данных.

- В последнее время часто говорится о том, что бизнес должен основываться на данных – быть data-driven, то есть альтернативой старому, «аналоговому» методу принятия решений. Что здесь зависит от CDO?

В современном мире с каждым годом компаниям становится тяжелее сохранять конкурентоспособность. Чтобы победить в борьбе с конкурентами, необходимо непрерывно развиваться и применять новейшие технологии. Но важно понимать, как правильно эти технологии применить и как получить от них максимальный эффект, а не просто поддаваться модным трендам.

Данные – это мощнейший инструмент для принятия решений. Они отражают реальную ситуацию, в которой находятся и рынок, и сама компания. Но, несмотря на огромный потенциал искусственного интеллекта, больших данных и других технологий, роль человека в принятии решений остается главной. Особенно в тех ситуциях, когда данные нерелевантны, недостаточны или вовсе отсутствуют. В таких случаях необходима работа агрегированной команды людей, глубоко понимающих тонкости бизнеса и его процессов, способных принимать решения, основываясь на данных и учитывая все изменения финансовых показателей компании.

- Имеет ли CDO возможность и компетенции, чтобы стать драйвером цифровой трансформации?

Компетенции – да, несомненно. Поскольку цифровая трансформация неразрывно связана с технологиями, основанными на анализе данных, стоит сказать, что CDО и есть тот человек, который должен быть драйвером цифровой трансформации в компании.

Что касается возможностей, это вопрос прежде всего корпоративной политики. Существует проблема, когда компании, пытаясь перейти на уровень Индустрии 4.0, на самом деле не до конца понимают цель внедрения новых технологий и в целом суть их применения. В этом случае возможности CDO сильно ограничиваются и так называемой цифровой трансформации не происходит.

- Что мешает работать CDO, каковы основные барьеры и как с ними бороться?

Многие компании не готовы к переменам, происходящим на рынке. Сегодня они чувствуют себя хорошо, но совсем нет гарантии, что ситуация не изменится в будущем. Вдобавок их останавливает то, что есть мало грамотных управленцев, знающих data-driven-бизнес изнутри и умеющих ответить на вопрос «где ROI?».

В современном мире необходимо бороться за каждого потребителя, а потому работа с данными – не просто модная фишка, а способ выживания для компании. На мой взгляд, как только придет понимание всех возможностей больших данных и искусственного интеллекта, все барьеры отпадут сами собой.

Мне сильно повезло, что наша компания очень продвинутая в плане новых технологий. Мы стараемся перевести производство и управление на новый уровень, применять последние разработки в сфере искусственного интеллекта. Поэтому барьеров и ограничений для работы нет, скорее, наоборот: любые инициативы в данном направлении поддерживаются.

 


Теги: Автоматизация предприятий Большие данные Цифровая трансформация Директор по данным Big Data 2018 CDO Award



На ту же тему: