Вестник цифровой трансформации CIO.RU

Трансформация — путь к умному предприятию
Трансформация — путь к умному предприятию

Дмитрий Рубин: «Генеральные директора все больше проявляют интерес к технологиям и преимуществам, которые они несут для бизнеса, а ИТ-директора становятся полноценным партнером в управлении компанией»


09:45 16.08.2018 (обновлено: 21:17 26.09.2018)  |  1762 просмотров



Дмитрий Рубин, директор департамента систем автоматизации ИТ и процессов обслуживания компании Naumen, — о проблемах предприятий на пути к цифровой трансформации, пользе сервисного подхода в этом процессе и своих взглядах на место искусственного интеллекта в цифровом будущем.

Компании вынуждены становиться все более интеллектуальными, встраивая аналитические инструменты в процессы принятия решений и делая анализ данных неотъемлемой составляющей управления. Во многом в этом и заключается смысл цифровой трансформации. Дмитрий Рубин, директор департамента систем автоматизации ИТ и процессов обслуживания компании Naumen, рассказывает об управленческих проблемах на пути к цифровой трансформации, пользе сервисного подхода в этом процессе и своих взглядах на место искусственного интеллекта в цифровом будущем предприятий.

- Как вы считаете, каковы основные проблемы бизнеса на пути к цифровой трансформации?

Сначала необходимо определиться с самим термином «цифровая трансформация», или «цифровая революция». В моем понимании это переосмысление всех составляющих бизнеса с точки зрения возможностей, предоставляемых современными технологиями. Именно технологии выступают инструментом для достижения целей: оперативно реагировать на запросы рынка, адаптироваться к меняющимся экономическим условиям, минимизировать риски и издержки.

Проблем на пути к цифровым преобразованиям несколько. В первую очередь — нежелание менять привычный уклад. Иногда оно связано со страхом перед новым и неизведанным, иногда – с уверенностью, что можно обойтись без изменений. Но следует понимать, что даже лидеры рынка рискуют потерять позиции, если не будут адаптироваться к новым условиям.

Не менее существенной проблемой является экономическая целесообразность цифрового преобразования. Изменения требуют финансовых вложений, а бизнесу важно понимать, за счет чего он станет больше зарабатывать или меньше тратить. В то время как далеко не каждый проект трансформации имеет четкое экономическое обоснование, подкрепленное статистическими данными. Остается либо прибегнуть к детальному анализу всех составляющих проекта, либо полагаться на веру в лидера. Найти такого лидера от бизнеса со знанием ИТ – задача крайне важная. Зачастую первые лица компаний не имеют достаточных знаний, а ИТ-директору не под силу совершить цифровую трансформацию в одиночку. Решить проблему может диалог между ИТ и бизнесом.

Совершить цифровую революцию в одиночку невозможно

Даже в тех компаниях, где понимают необходимость преобразований, не всегда есть четкий алгоритм действий. Специфика российского рынка такова, что на нем не так много компаний с абсолютно одинаковыми бизнес-процессами. Универсальной схемы цифровой трансформации нет. Важно не бросаться оптимизировать все и сразу, а сконцентрироваться, расставить приоритеты исходя из насущных проблем компании.

Умение расставлять приоритеты и фокусироваться на задачах в мире, который переживает технологическую гонку, становится еще важнее

- Какова роль ИТ в решении всех этих проблем?

ИТ выступают основным советником бизнеса на пути к трансформации. Именно ИТ нередко демонстрируют эффективность новых технологий на собственном примере, становясь драйвером трансформации в рамках всего бизнеса.

CEO и CIO все больше переходят от подчиненности к полноценному партнерству

Генеральные директора все больше проявляют интерес к технологиям и преимуществам, которые эти технологии несут бизнесу, а ИТ-директора становятся полноценными партнерами в управлении компанией. При этом ИТ нередко берут на себя обучающие функции для снижения порога входа в цифровую эру для сотрудников, помогая им адаптироваться в новых условиях.

Хорошим примером сотрудничества и передачи опыта ИТ в бизнес является использование идей сервисного подхода и автоматизации процессов взаимодействия сервисных служб на базе единой сервисной цифровой платформы. ITSM-практика доказала свою эффективность в управлении ИТ, а теперь уверенно демонстрирует ее в управлении бизнес-процессами.

- Что может получить бизнес от перехода на сервисную модель и зачем на нее переходить?

Переход на сервисную модель взаимодействия на базе цифровой платформы может быть одним из первых шагов к трансформации

Одни из критериев эффективности процессов трансформации – оптимизация процессов, сокращение затрат и повышение удовлетворенности клиентов. Все это можно обеспечить благодаря внедрению сервисного подхода. Доказательством тому служат более 400 успешно реализованных проектов на базе Naumen Service Desk. Так, компания «Новапорт», одна из крупнейших сетей региональных аэропортов России, повысила контроль и качество обслуживания в восьми аэропортах. Благодаря автоматизации процессов сервисного обслуживания удалось на 50% повысить оперативность обработки запросов и на 15% уменьшить количество инцидентов. В дальнейшем решение планируется использовать за рамками ИТ – для автоматизации заявок в Общем центре обслуживания.

Переход на сервисную модель взаимодействия на базе цифровой платформы может быть одним из первых шагов в цифровой трансформации. Многие наши заказчики уже прошли этот путь и развиваются дальше.

- Согласны ли вы с тем, что четвертая технологическая революция строится на машинном обучении и искусственном интеллекте?

Несомненно, триада «люди-процессы-технологии» дополнилась четвертым компонентом – данными. Они служат новым источником знаний для автоматизированных систем и процессов, их использование открывает поистине большие возможности в части оптимизации деятельности компании. Данные являются базисом для систем искусственного интеллекта. Чем данных больше, чем они лучше сегментированы и структурированы, тем большую пользу можно от них получать для решения прикладных задач. В связи с этим позиция директоров по данным (Chief Data Officer, CDO) в компаниях уже нередко становится обязательной наряду с СЕО и СIO.

Данные – базис для искусственного интеллекта

- Ранее компания Naumen заявила о создании линейки решений Naumen Service Management Intelligent Automation (SMIA) и создании Центра интеллектуальной автоматизации. Чем обусловлено развитие данного направления?

Наша компания является ведущим российским производителем ПО для управления сервисными процессами и объединенными центрами обслуживания. Мы много инвестируем в развитие наших продуктов, и одно из основных направлений инвестиций сейчас – разработка решений на основе технологий больших данных и машинного обучения. В ходе цифровой революции востребованность этих технологий со стороны заказчиков будет неуклонно расти. Именно это стало толчком для создания Центра компетенций по интеллектуальной автоматизации и линейки SMIA. Naumen Service Management Intelligent Automation может внедряться на универсальных платформах для построения решений по автоматизации бизнес-процессов, интеллектуального мониторинга и анализа экосистемы предприятия – Naumen Service&Data Platforms. Сюда входят универсальная платформа для автоматизации бизнес-процессов Naumen Service Management Platform и платформа для построения систем интеллектуального мониторинга и анализа экосистемы предприятия Naumen Data Aggregation Platform.

Машинное обучение и большие данные станут приоритетными технологиями в эпоху цифровой революции

Уже сейчас у нас есть решения для интеллектуальной классификации, приоритизации и маршрутизации обращений, поступающих от пользователей и клиентов, что позволяет фактически упразднить первую линию обслуживания и сократить как минимум до 20% время на решение запросов.

Алгоритмы предиктивной аналитики позволяют интеллектуально обнаруживать и предотвращать от 30% инцидентов в инфраструктуре еще до их возникновения, благодаря чему снижаются затраты на эксплуатацию оборудования. Интеллектуальные чат-боты, умные базы знаний и системы генерации и распознавания речи предоставляют возможность строить комплексные роботизированные системы эксплуатации и клиентского обслуживания.

Мы также уделяем особое внимание фундаменту интеллектуальных систем – управлению и работе с данными. Технологии искусственного интеллекта призваны кардинально изменить подход к управлению данными. Предприятиям необходимо оптимизировать свои процессы, если они хотят успешно использовать большие данные и средства анализа, чтобы улучшить клиентское восприятие, достичь бизнес-целей, получить конкурентные преимущества и в конечном итоге занять лидирующие позиции на рынке. Мы готовы предоставить для этого гибкие инструменты, помогающие собирать данные, анализировать их и управлять ими.

- Какие отрасли наиболее готовы к использованию технологий искусственного интеллекта?

К ним проявляют интерес отрасли с максимальной конкуренцией, где компании находятся на передовой использования инновационных решений в целях получения конкурентных преимуществ: электронная торговля, финансовый сектор, ИТ и телеком. Не отстает и госсектор – этому способствует принятая программа «Цифровая экономика Российской Федерации на 2017-2030 годы», в которой основное внимание уделяется развитию цифровых технологий, в том числе базирующихся на больших данных, искусственном интеллекте и робототехнике.

Особое место искусственному интеллекту отводится в промышленности. Эксперты прогнозируют, что рынок ИИ в отечественной промышленности к 2021 году достигнет 380 млн долл. Здесь он используется пока в большей степени для увеличения срока службы промышленного оборудования и повышения эффективности его обслуживания.

Особое место ИИ отводится в промышленности

- Насколько внедрение технологий искусственного интеллекта оправданно экономически и насколько оно организационно сложно?

Технологии на базе искусственного интеллекта призваны заменить человеческий труд, снизить затраты на операционные процессы. С одной стороны, обосновать экономический эффект от внедрения таких технологий довольно просто. С другой, очень многое зависит от базиса внедрения – состояния данных. Из-за этого эффективность внедрения может очень сильно различаться, что подчас дискредитирует и проекты, и саму технологию. Именно поэтому необходимо привлекать компетентных исполнителей, которые смогут организовать правильные процессы работы с данными, отслеживать их качество и полноценность, чтобы в конечном счете получать пользу от внедрения и применения ИИ. Только в этом случае гарантирован возврат инвестиций. Скажу, что все реализованные на сегодня проекты на базе решений Naumen SMIA сопровождались конкретными бизнес-результатами – в частности, снизились затраты на операционные процессы до 50% и выросла скорость принятия решений до 70%.

Грамотный подход к внедрению ИИ гарантирует возврат инвестиций

Конечно, все хотят верить в некую магию и в то, что внедрение технологий на основе ИИ быстро решит их проблемы. Мы видим свою задачу не только в том, чтобы разрабатывать и внедрять технологии, но и в том, чтобы обеспечить эффект от их использования у каждого заказчика.

- По вашим прогнозам, когда ждать массового использования технологий ИИ и машинного обучения?

Технологии ИИ и машинного обучения сейчас переживают настоящий информационный бум. Ожидания от них, как и от любых инновационных решений, могут быть весьма завышены на первоначальном этапе. Следует понимать, что результаты сильно зависят от ИТ-зрелости компании, базиса данных, формулировки целей и, конечно же, компетенций исполнителей. В ближайшие два года мы будем наблюдать рост количества проектов по внедрению искусственного интеллекта. Как прогнозируют в IDC, к 2019 году примерно 40% проектов цифровой трансформации, реализуемых в компаниях, будут использовать ИИ-сервисы. Через три года искусственный интеллект станет реальным инструментом для решения практических задач. Мы стремимся работать на опережение, развивая компетенции для выполнения проектов на базе прорывных технологий.

Мы стремимся работать на опережение, развивая компетенции для выполнения проектов на базе прорывных технологий

 


Теги: Интервью Искусственный интеллект ITSM Машинное обучение Цифровая трансформация Naumen CDO Award



На ту же тему: