Вестник цифровой трансформации

Hard vs Soft или Зачем ИТ-специалисту «мягкие навыки»
Hard vs Soft или Зачем ИТ-специалисту «мягкие навыки»




13:27 07.10.2021  |  Юлия Христова | 3616 просмотров



Важность нетехнических навыков (soft skills) в сфере ИТ в последние годы приобретает все большее значение. Они перестают быть дополнительными критериями при оценке специалистов и включаются в число основных требований в описании вакансий.

Понимание того, что именно люди строят бизнес, пришло не вчера. Однако сейчас значение личных качеств специалиста для успеха бизнеса вышло на новый уровень и получило новый статус. Понятие «профессионализм» больше не измеряется только навыками, напрямую связанными с выполнением работы, в том числе и в ИТ-среде. Умение программировать и знание технологий теперь не дают права считаться ИТ-профессионалом тому, кто пренебрегает умением слушать собеседника и работать в коллективе. Об этом мы все чаще слышим от наших клиентов, для которых формируем ИТ-команды. И для рынка труда это действительно позитивный тренд.

Ценность нетехнических навыков растет

Задачи поиска нового члена команды, своей или наших клиентов, мы решаем практически ежедневно. Каждый раз этот процесс начинается с формирования описания позиции – исходя из представлений об идеальном кандидате. Какие же черты портрета «соискателя мечты» на ИТ-должность чаще всего встречаются сейчас?

Конечно, каждому работодателю хочется видеть в своей команде сотрудника, чьи профессиональные знания полностью отвечают заявленным требованиям. Казалось бы, надежнее всего укомплектовать штат обладателями дипломов о базовом образовании в ИТ, сертификатов, подтверждающих владение необходимыми технологиями, с обширным опытом работы. Все это кандидат может продемонстрировать, а HR – объективно и достаточно быстро оценить. При этом все чаще звучат пожелания проверить, сможет ли кандидат принять культурные ценности компании, а это значит, что его социально-психологические навыки также должны быть отлично развиты.

Естественно, что на 100% наши ожидания и предложения рынка совпадают не так часто, как хотелось бы. Поэтому при выборе кандидатов приходится идти на компромисс. И тут нередко встает достаточно сложный вопрос: в чью пользу лучше сделать выбор? Нанять опытного профессионала и при этом закрыть глаза на то, что он не совсем соответствует культурным ценностям компании? Или же взять в команду специалиста, чей уровень профессиональных компетенций не дотягивает до нужного, но при этом есть понимание, что он идеально впишется в команду с точки зрения корпоративной культуры?

Мы видим, как по-разному компании решают эту дилемму в силу тех или иных обстоятельств. Но наша практика говорит о том, что ставка именно на личные качества становится трендом нашего времени.

Портрет ИТ-специалиста становится «мягче»

А ведь еще недавно социальные умения для разработчика считались не столь важными. Несколько лет назад абсолютно все работодатели подразумевали, что личностно программисты могут быть какими угодно – главное, чтобы «кодили» отлично. Именно этой категории сотрудников прощалось все: несоответствующий офисным требованиям внешний вид, довольно своеобразный подход в коммуникациях, возведенная в принцип интроверсия.

Однако, за последнее время произошли серьезные изменения с точки зрения ожиданий работодателей в отношении данной категории персонала. Большинство наших клиентов делают акцент на личностное развитие кандидатов, их способность стать частью команды, органично вписаться в работу. Пункт «высокий уровень EQ» (эмоционального интеллекта) регулярно значится в числе основных требований к специалистам различных профилей сферы ИТ, в том числе и к разработчикам ПО. И мы считаем, что это естественно.

Социальные навыки залог успешности

Профессиональные компетенции можно приобрести за больший или меньший, но в любом случае понятный промежуток времени. Умение быть частью социума прививается с детства и совершенствуются всю жизнь под воздействием не столько тренингов, которые, конечно, тоже есть, сколько жизненных обстоятельств и опыта общения. Оно может не стоить специалисту и компании ни копейки, зато если это качество у кандидата развито – он сможет применить свой ресурс на любой позиции, принося бизнесу значительную пользу.

Еще в 2015 году группа ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги заявила, что «мягкие навыки» — это 85% успеха специалиста в профессии. Двумя годами позже в Google выяснили, что в составе лучших команд компании обязательно есть сотрудники, которые сильны в части коммуникации, эмпатии и лидерства. На Всемирном экономическом форуме 2018 года в перечне важных для разработчика качеств были названы креативность и нестандартное мышление, EQ, коммуникабельность, гибкость мышления, умение управлять конфликтами, взаимодействовать с людьми, доводить дело до конца, давать обратную связь, договариваться и соблюдать дедлайны. А Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) в ходе опроса среди ИТ-компаний о критериях отбора специалистов выяснил, что работодатели ценят в соискателях способность к обучению и развитию, усердие, внимание к деталям, желание разобраться в сути проблемы.

Что далеко ходить: буквально месяц назад глава Сбербанка Герман Греф, выступая 1 сентября на II федеральном просветительском марафоне «Новое Знание», высказался о важности обучения «мягким навыкам». В представленной им концепции говорится, что в человеке цифрового мира со школьных лет важно развивать системное, креативное и критическое мышление, умение принимать решения, искусство общения, способность к сотрудничеству и жизнестойкость, эмоциональный интеллект, а также умение управлять собой, принимать себя и других людей.

На волне стремления к командной работе

В определенной степени формированию спроса на умение органично влиться в коллектив среди ИТ-специалистов способствовал рост популярности Scrum и Agile. Работа айтишника, даже если он гуру разработки, перестает быть индивидуальным процессом и все чаще становится командной работой. В манифесте Agile-подхода три из четырех базовых ценностей – про «мягкие навыки»: «люди и взаимодействие между ними важнее процессов», «сотрудничество с заказчиком важнее обсуждения условий договора с ним», «готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану». Кроме того, каждой команде нужен сильный лидер, а в лидеры, как известно, выходят обладатели высокого уровня не столько IQ, сколько EQ.

Проверяя на «мягкость» – работаем на эффективность

Выявление подходящих компании по личным качествам соискателей – довольно продолжительный и кропотливый труд, но промашка может дорого стоить. Статистика говорит, что почти половина новых сотрудников терпят фиаско в новой должности в течение первого года, и чаще всего – именно по причине недостаточно развитой способности к социальной адаптации. По мнению большинства людей отсутствие эмпатии и EQ – это путь к проблемам. Два года назад в LinkedIn пришли к выводу, что ИТ-специалистам именно «мягких навыков» и не хватает, а коммуникационных – прежде всего. Психологи и рекрутеры все чаще сетуют, что низкий уровень эмоционального интеллекта и десоциализация как его следствие — это общая беда каждого второго айтишника. И наоборот: в школе бизнеса при Мичиганском университете подсчитали, что обучение сотрудников Soft skills повышает продуктивность ИТ-компании на 12%, а рентабельность инвестиций поднимает до 250%.

Конечно же, опытный рекрутер может сделать вывод о личности и внутренней культуре соискателя. Наблюдение за поведением на собеседовании, тесты-опросники на определение типа личности, деловые игры, ситуационные интервью, собеседования по методу «кейса», поведенческие интервью по модели STAR – все это дает представление о коммуникабельности, стрессоустойчивости, EQ и других качествах, ценных для работы в команде. И это в итоге помогает решить задачу снижения текучести кадров, делает отдельно взятую команду специалистов и компанию в целом более устойчивыми, а значит, ведет к повышению эффективности бизнеса.

Автор — Юлия Христова, директор Ventra IT

Теги: Управление персоналом