Вестник цифровой трансформации CIO.RU

Мир дополненной реальности, или чему нас научили покемоны?
Мир дополненной реальности, или чему нас научили покемоны?




13:59 06.03.2017  |  0 Комментариев | Николай Смирнов | 2855 просмотров



Переход от нишевых решений к полноценным всеобъемлющим платформам должен стать тем шагом, после которого дополненную реальность начнут воспринимать всерьез.

РЕКЛАМА

Дополненную реальность (Augmented Reality, AR) многие аналитики выделяют как технологию, способную повлиять на бизнес уже в ближайшем будущем. Например, в PwC ее ставят в один ряд с блокчейном, дронами, Интернетом вещей и 3D-печатью. Она становится полноценной технологией Индустрии 4.0 и претендует на важную роль в цифровой трансформации предприятий.

Суть AR заключается в добавлении визуальной и иной информации к физическому окружающему миру посредством наложения графики и аудиоряда. Это дает возможность более подробно ознакомить пользователя с задачей или продуктом.

Объекты, сопровожденные цифровой информацией – например, инструкциями по эксплуатации и ремонту, советами продавцам-консультантам и прочими рекомендациями, – могут заметно повысить эффективность работы многих категорий специалистов. Таким образом, основные области применения видятся не только в маркетинге, образовании и игровой индустрии, но и в абсолютно «серьезных» производственных процессах. Что же касается корпоративного применения, то дополненная реальность имеет гораздо большую ценность, чем виртуальная, заключающаяся в полной цифровой реконструкции окружения: по мнению многих аналитиков, «переносящая» природа виртуальной реальности делает ее менее применимой в бизнес-приложениях.

Виртуальная реальность (virtual reality, VR) – созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность может имитировать как воздействие на объекты, так и реакцию на него.

Всплеск внимания к технологии AR наблюдался после выхода разрекламированных умных очков Google Glass, оказавшихся в итоге просто неудачным экспериментом. С тех пор энтузиазм публики сильно поубавился, однако от действительно прорывной идеи умных очков отказываться никто не собирается, появляются все более удобные модели. Кроме того, дополненная реальность с успехом начала применяться в мобильных приложениях для планшетов и смартфонов. Например, IKEA уже несколько лет предлагает расставить модели продающейся у нее мебели в существующем интерьере, в магазинах появляются виртуальные примерочные, а прошлогодний успех Pokemon Go показал, что публика морально готова к проникновению дополненной реальности в свою жизнь.

Нишевые решения

«Да, несколько лет назад возник большой шум по поводу технологии дополненной реальности, совпавший по времени с выходом очков Google Glass. Сейчас шумиха заметно утихла. Это нормально: какое-то время идет всплеск внимания к новой технологии, потом интерес ослабевает, но это не значит, что тема не развивается», – говорит Андрей Биветски, генеральный директор SAP Labs в СНГ. Перспективных технологий много, они дополняют друг друга, но при этом конкурируют за внимание бизнес-сообщества.

В прошлом году было много громких новостей, имеющих отношение к Индустрии 4.0, Интернету вещей, искусственному интеллекту, машинному обучению. Надо понимать, что все эти новшества взаимосвязаны. Интернет вещей – это «ящик с инструментами» для Индустрии 4.0. Машинное обучение и искусственный интеллект – продолжение темы Интернета вещей. А что делать с огромным количеством данных, собранных различными датчиками? Эти данные, например, можно визуализировать в режиме реального времени с помощью дополненной реальности и тем самым помочь в принятии решений.

Дополненная реальность (augmented reality, AR) – результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных и искусственных объектов с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации.

«Дополненная реальность – очень перспективное направление, ну разве что после первой фазы ее обсуждения и использования появилось понимание того, что проникать в бизнес эта технология будет медленнее и сложнее, чем ожидалось», – отмечает Биветски.

В период популярности Google Glass в SAP было разработано два приложения для этих очков: AR Warehouse Picker, помогающее в управлении складами и складским учетом, и AR Service Technician, очень полезное в сфере ремонтов. Главное преимущество названных решений – свободные руки. На виртуальные очки информация подается пошагово, это дает очевидные бизнес-преимущества, в том числе и «защиту от дурака».

«Я видел работу Warehouse Picker на одном из складов в Германии, где очки связаны с умным транспортером, автоматически движущимся к нужному товару. При этом работа становится не только боле приятной, но и эффективной. Такие приложения хороши как дополнение к уже имеющимся системам управления складом», – считает Биветски.

Тем не менее созданные в SAP решения носят ярко выраженный нишевый характер. Продукты других компаний тоже не выходят за рамки нишевых решений. Это вторая причина, по которой стих шум вокруг дополненной реальности. Разработка всеобъемлющей платформы должна стать тем шагом, после которого технологию начнут воспринимать всерьез. О создании такой платформы пойдет речь, как только появится несколько сильных нишевых решений дополненной реальности для различных индустрий. Тут же подтянутся заказчики, поставщики устройств и консалтинговые компании с новыми сценариями бизнес-применения.

По прогнозам IDC, к 2020 году рынок приложений дополненной реальности будет составлять 160 млрд долл. Чтобы это произошло, необходим именно переход от нишевых решений к полноценным платформам.

Есть и еще один сдерживающий фактор. Когда дополненная реальность используется для игр, вполне достаточно быстрого компьютера с хорошими видеокартами. Однако большой объем графической информации подразумевает мощный трафик, для которого требуются толстые провода – беспроводными технологиями обойтись не удается. И если в случае нескольких игроков это проблемы не составляет, то в промышленных масштабах становится серьезным ограничением.

Понятно, что аппаратное обеспечение развивается очень быстро и многие технические ограничения уже скоро будут преодолены. Но мало иметь удобные очки, избавиться от шнуров и добиться того, чтобы использование дополненной реальности стало эргономичным. Более серьезная задача – построить «полнометражный» бизнес-сценарий с применением дополненной реальности.

Дополненная реальность полезна в работе и обучении складских сотрудников и сервисного персонала, обслуживающего производственные машины на промышленных предприятиях

 

Маркетинг пока доминирует

«Как сотрудник SAP с 18-летним стажем я вижу больше промышленных перспектив применения дополненной реальности и меньше – маркетинговых, хотя маркетинговые применения сейчас превалируют, – признает Биветски. – Возможно, у меня взгляд “замылен” и я пытаюсь любую технологию приложить к внутренней оптимизации бизнес-процессов. Такие цифровые гиганты, как Google, Facebook и Apple, вполне могут видеть перспективы по-другому». Можно лишь констатировать, что история с маркетингом более очевидна и для бизнеса, и для потребителя.

Возьмем нашумевшую историю Pokemon Go. Даже владельцы маленьких ресторанов, никогда не воспринимавшие ИТ всерьез, убедились на деле, что с помощью виртуальных существ можно заманить на свою территорию поток вполне физических посетителей и увеличить продажи. Очевидная модель монетизации и простота игры наравне с принятием технологии аудиторией стали ключевыми факторами успеха. И идея, и ее реализация оказались гораздо проще любого из корпоративных сценариев.

В Китае, в городах с очень дорогой арендой, магазины уже активно используют виртуальные примерочные и витрины, промостенды. Замысел прост: необязательно иметь в магазине все объекты физически, достаточно лишь пары образцов для любителей «пощупать», а всю информацию об этих товарах можно выносить в цифровой мир. Поставить зеркало, несколько видеокамер и иметь по одному экземпляру одежды. Остальное сделает технология дополненной реальности. Надев очки, человек может выбрать одежду с виртуальной витрины, а компьютер «оденет» клиента в нее. Подходящий размер доставляется клиенту на дом.

Одна из лабораторий SAP Labs Network реализовала проект HoloHouse для конференции «Банк будущего» в Дубае. Речь шла о том, чтобы сделать более удобным и эффективным процесс осмотра недвижимости для покупки специалистами банков. Это хороший пример промышленного применения дополненной реальности. Специалист жестом выбирает понравившийся дом и проецирует его на экран или очки. За короткое время можно, не вставая с кресла, выбрать интересные дома, а затем – даже «зайти» в них и «осмотреть изнутри». Тем самым экономится огромное количество времени, поскольку не надо посещать множество объектов.

Подобным образом происходит выбор дизайна комнат у продавцов мебели. Клиенту выводится на очки обстановка его будущей комнаты или квартиры – высококачественная графика из каталога предложений. Это один из лучших примеров использования не просто виртуальной, а именно дополненной реальности. Человек физически находится в том помещении, которое желает обставить. Одно дело – увидеть эскиз обстановки на экране компьютера, а другое – в доступной визуализированной форме.

Наверняка дополненной реальности уготовано большое и успешное будущее в различных промышленных сценариях, где есть риски для жизни и здоровья, – скажем, при испытании новых моделей машин и самолетов. В момент высокого психологического и интеллектуального напряжения человек будет действовать гораздо эффективнее, имея перед глазами несколько критичных показателей и получая контекстную информацию, необходимую для принятия решений. Уже реализованы пилотные проекты, предусматривающие проведение ремонтных работ в опасных условиях.

Нужна интеграция в производственный цикл

Какого-то волшебного решения, которое «затащит» массовую аудиторию в виртуальную реальность, пока не найдено. С этой точки зрения гораздо больший интерес представляет дополненная реальность.

«Мне кажется, что формат совмещения цифрового мира с реальным открывает намного больше возможностей для серьезных, неигровых приложений: от 3D-моделирования до электронных помощников, облегчающих выполнение каких-либо операций, например, на производстве», – полагает Дмитрий Сошников, старший эксперт по стратегическим технологиям Microsoft в России.

Усилия Microsoft в этом направлении воплотились в платформу Windows Holographic, обладающую довольно широкими возможностями применения. В магазине Windows Store уже доступны универсальные приложения для садоводов, архитекторов, дизайнеров одежды, а также для использования в полетах дронов.

Постепенно технологии дополненной реальности становятся доступны и массовой аудитории. Это происходит благодаря в первую очередь «умным» очкам, смартфонам, планшетам, шлемам. Конкуренция в области виртуальной и дополненной реальности очень велика, особенно на международном рынке, – устройств много, а спрос пока не очень большой, поэтому производителям приходится заниматься популяризацией всего направления.

«Ключевым фактором успеха дополненной реальности в корпоративной среде должна стать удобная и оправданная ее интеграция в операционный или производственный цикл», – подчеркивает Сошников. Появляется реальная возможность сократить издержки и оптимизировать бизнес-процессы. Например, Japan Airlines с применением Microsoft HoloLens разработала систему, использующую голографические модели, для обучения членов экипажа и механиков. Признанный инноватор в автопроме Volvo задействует голографическое моделирование с помощью HoloLens для создания инженерных прототипов своих автомобилей.

Распространению решений дополненной реальности послужат новые платформы и приложения, а также их совместимость с пользовательскими устройствами и более тесная интеграция с оборудованием на производствах, в медицине, в исследовательской и научной отраслях. Вариантов достаточно много, поскольку технология позволяет создавать универсальные решения для оптимизации внутренних бизнес-процессов и операционных циклов компаний, а также в областях, связанных с интеллектуальной деятельностью.

Мало иметь удобные очки и избавиться от технических ограничений. Более серьезная задача – построить «полнометражный» бизнес-сценарий с применением дополненной реальности

 

Одушевленный дизайн

«Дополненная реальность – инструмент демонстрации и визуализации, при правильном применении она может дать большой эффект. Это некий новый медиаформат, который способен бесшовно внедряться в нашу жизнь и позволяет взаимодействовать с контентом на интуитивно понятном уровне», – говорит Юрий Гольдберг, основатель интернет-сервиса ремонтов и дизайнов интерьеров ReRooms.ru.

ReRooms – онлайн-магазин готовых дизайн-проектов, использующий технологию дополненной реальности: 3D-демонстрацию интерьерных решений с возможностью перемещения по квартире. Можно просматривать различные варианты дизайн-проекта как по стоимости, так и по планировке и стилю исполнения. Это позволяет погрузить покупателей в реальную обстановку и оживить бездушные схематичные планы квартир. Что не менее важно, покупатель квартиры вместе с проектом получает точную смету ремонта, комплекты рабочей документации.

Застройщикам также оказалось интересно иметь готовые дизайн-проекты своих планировок новых квартир, чтобы привлекать клиентов или дарить эти проекты своим клиентам. Для девелоперов удалось разработать интересный продукт с виртуальным туром по квартире в офисе продаж и размещением дизайна и 3D-тура на сайте. Проект реализуется при помощи студии ARProduction, специализирующейся на дополненной реальности для музеев.

Дизайн-проекты для квартир в новостройках и виртуальные туры в интерьере дали рынку первичного жилья новый класс покупателей, ранее ориентировавшихся только на готовое жилье на вторичном рынке. Как выяснилось, визуализация и законченный дизайн-проект с понятной сметой ремонта и обустройства стали мощным аргументом для покупателей при приятии решений о покупке в новостройке.

«Пока что дополненная реальность сильно ограничена технически, но уже имеются большие предпосылки к прорыву технологии и ее становлению как реально полезного инструмента. Особенно большие надежды возлагаются на Microsoft HoloLens и им подобные очки, а также платформу Google Tango», – резюмирует Гольдберг.

«Умная» ферма с «вау-эффектом»

Еще одним ярким примером маркетингового применения дополненной реальности стал проект, реализованный поставщиком решений для молочного животноводства «ДеЛаваль». При продвижении инновационных и дорогостоящих решений зачастую требуются дополнительные усилия. Поэтому было решено создать презентационную систему для демонстрации высокотехнологичной продукции, чтобы вызвать у потенциальных заказчиков «вау-эффект». Решение включает голографический макет молочной фермы и мобильное приложение с дополненной реальностью.

Поставщик решений для молочного животноводства «ДеЛаваль» создал систему для демонстрации высокотехнологичной продукции, которая позволяет через специальные очки в подробностях с разных ракурсов увидеть ферму и оценить ее работу в динамике

Разработка позволяет наглядно демонстрировать возможности автоматизированных ферм и производственного оборудования компании на отраслевых выставках. Был создан макет «умной» молочной фермы на 2,4 тыс. голов скота для отображения с помощью стола виртуальной голографии. Каждый посетитель выставки через специальные очки может в подробностях с разных ракурсов осмотреть ферму и оценить ее работу в динамике. Например, увидеть, как с помощью оборудования «ДеЛаваль» проходит доение коров, их перемещение в стойлах, охлаждение и транспортировка молока, кормление, удаление навоза. Объемное изображение и анимированные модели животных и оборудования помогают детально изучить преимущества автоматизации этих процессов.

Кроме того, для демонстрации флагманских моделей оборудования разработано специальное приложение «ДеЛаваль: дополненная реальность». Оно позволяет рассматривать 3D-модели инновационных продуктов в реальном окружении с помощью камеры мобильного устройства. В качестве универсального носителя информации использована графическая метка, которую можно нанести на любой рекламный материал – будь то буклет, сувенир или каталог. При наведении камеры на метку на экране мобильного устройства появляются динамические модели в реальном окружении. Приложение работает на обычных смартфонах iOS и Android, имеющих доступ в Интернет.

Когда видеосвязь недоступна

«В бизнесе все просто: либо использование технологии выгодно, либо нет. Если дополненную реальность использовать для конкретных бизнес-задач, она становится действительно полезным инструментом. В противном случае – превращается просто в игрушку», – говорит Алексей Антоненко, начальник управления сетевых ресурсов Orange Business Services в России и СНГ.

«Игрушечные», на первый взгляд, технологии уже сейчас помогают решать бизнес-задачи. Например, благодаря Интернету вещей и дополненной реальности компании могут следить за сложным оборудованием в реальном времени. Представим ситуацию, когда обслуживать нужную технику тяжело или опасно – скажем, глубоководные насосы. Тогда создается «цифровой двойник», который в реальном времени получает данные о текущем состоянии устройства. Параллельно двойник анализирует работу насоса и всех его предшественников, причины прошлых неполадок, прогноз погоды. На выходе получается модель, которая может предсказать неполадки устройства и которую в случае поломки можно исследовать вместо него. Обслуживание техники при этом будет осуществляться по факту, что избавит от ненужных вызовов специалистов, а также от простоев из-за поломок.

«Виртуальные методы тестирования и дополненная реальность становятся преимуществом для отраслей, где все ошибки должны учитываться еще в процессе разработки – там, где изделия подвергаются экстремальным нагрузкам или состоят из множества деталей», – уверен Антоненко.

Orange Business Services разрабатывает очки дополненной реальности Smart Glasses, которые входят в состав услуги по подключению морских судов к спутниковой связи Maritime Connect. Очки призваны помочь экипажу судна в случае возникновения неисправностей с установленным на корабле телеком-оборудованием, когда членам команды необходимо связаться со службой поддержки. С помощью очков со встроенным в них функционалом распознавания изображения можно понять, что за оборудование вышло из строя, а также увидеть его «изнутри» – посмотреть название, основной функционал, возможные неисправности и т. д.

Таким образом, при беседе со специалистом из службы поддержки член экипажа может грамотно описать суть возникшей неполадки, быстрее установить причину неисправности и получить точные рекомендации по ее устранению. Казалось бы, в описанном случае дополненную реальность можно заменить обычной видеоконференцией, но преимущество Smart Glasses в том, что устройство может быть задействовано именно тогда, когда широкополосный канал связи на судне не работает, а единственная возможность связаться со службой технической поддержки – это спутниковый телефон.

Для физического и умственного

Как считает Александр Леус, директор Центра виртуальной реальности компании «Крок», бизнес-применение технологий дополненной реальности можно разделить на два сценария. В первом они понимаются как средство отображения информации (виртуальный экран) – например, с помощью умных очков. Развитие технологии в этом направлении может привести нас в мир, в котором больше не будет привычных мониторов и экранов. Им на смену придут очки дополненной реальности, позволяющие разместить монитор практически любой диагонали на любой удобной поверхности и даже сделать его парящим в воздухе. Не понадобится закупать мониторы, проекторы и т. п.

Второй распространенный сценарий – приложения дополненной реальности с применением 2D- и 3D-графики, позиционируемой относительно специальных меток или объектов. Для этого используются специальные AR-платформы (например, Vuforia) и различное оборудование – от смартфонов до Microsoft HoloLens. Развитие алгоритмов распознавания объектов даст возможность размещать вспомогательные инструкции на самих устройствах и машинах. Их можно будет рассмотреть с помощью любого смартфона и специальных очков.

Открытым остается вопрос стандартизации самих решений на базе технологий дополненной реальности. Заказчикам важно помочь разобраться, что считать AR-услугой профессионального уровня, а что остается в разряде разработок для массового рынка.

Если говорить о специалистах, занятых физическим трудом, то дополненная реальность полезна в работе и обучении сервисного персонала, обслуживающего производственные машины на промышленных предприятиях. Интерактивные подсказки или инструкции размещаются в виде AR-метки на оборудовании. В ходе технического обслуживания сотрудник наводит на метку камеру мобильного устройства, например планшета. На его экране возникает инструкция по работе на станке или порядок действий при замене какого-либо компонента. Таким образом, контролируются технические риски, снижается количество ошибок персонала, а обучение сотрудников работе с новыми техническими средствами становится более наглядным.

Специалисты умственного труда, например сотрудники отделов продаж, уже начали использовать дополненную реальность в своей работе. Некоторые автопроизводители оснастили свои салоны продаж AR-решениями, создавая шоу-румы нового поколения. А, например, в сфере девелопмента и недвижимости технологии дополненной реальности позволяют увидеть пространство квартиры или загородного дома. Благодаря мощному «вау-эффекту», наблюдаемому сейчас, такой сценарий применения делает технологию очень перспективным каналом коммуникации с потребителями, выводя взаимодействие пользователя и контента на совершенно новый уровень.

В первую очередь для более широкого внедрения AR-технологий в корпоративном секторе необходима интеграция с общепризнанными операционными системами. Помимо этого, для достижения коммерческого эффекта на предприятии важно создать единую среду, связав AR с базами данных, регламентами по техническому обслуживанию и ремонту, системой управления технологическими процессами, системами мониторинга работы объектов, в частности опасных производств. Все это должно быть обеспечено с учетом определенных прав доступа к данным, требований по защите к хранящейся и передающейся информации. Отдельно стоит задача интеграции с системой электропитания – для заряда или замены аккумуляторов очков дополненной реальности.

***

Можно констатировать, что пока дополненная реальность остается ограниченно-нишевой технологией, ожидающей как созревания, так и накопления критической массы сценариев бизнес-применения. Основными условиями ее массового использования должны стать удобство создаваемых решений и снижение их стоимости.


Теги: дополненная реальность - AR Цифровая трансформация
На ту же тему: